Очистка линз

Руководство по проверке объектива при покупке

Часть 1. Механика

Если у вас есть зеркальная камера или компакт со сменной оптикой, то рано или поздно вы захотите приобрести новый блестящий объектив, который позволит наиболее полно реализовать возможности камеры.

В этом посте я бы хотел кратко рассказать, на что обратить внимание при покупке объектива. В первой части мы поговорим о механике.

Nikkor 50mm 1.4G lens mount

Takeaway [CC BY-SA 4.0], via Wikimedia Commons

Байонетное крепление – это узел, с помощью которого объектив крепится к камере. Он бывает пластиковым или металлическим. Если он пластиковый, в первую очередь посмотрите, нет ли на нем сколов и трещин. Если металлический, проверьте как объектив одевается на камеру. Бывают случаи, когда для этого нужно приложить большое усилие – это не очень удобно. Самое интересное, что иногда такая ситуация происходит «по вине» самой камеры.

Lenses with different apetures

KoeppiK [CC BY-SA 3.0], via Wikimedia Commons

Привод диафрагмы. Диафрагма отвечает за управление световым потоком и глубиной резкости (ГРИП). Это один из важнейших узлов объектива. Посмотрите, как она работает, изменяя ее значение. Например f/3.5, а затем f/11. На зеркальной камере для этого нужно воспользоваться репетиром диафрагмы. Диафрагма изменяет диаметр отверстия в объективе, через которое проходит свет. Чем больше число, тем меньше отверстие.

Совет для совершенных новичков: увидеть саму диафрагму можно, глядя в переднюю линзу объектива. Если диафрагма не работает как следует, то объективу не место в вашем рюкзаке.

Размытие при зумировании

Плавность зумирования (если вы покупаете зум-объектив). Очень важна при повседневном использовании, а также иногда при съемке видео. Однажды я столкнулся с объективом, у которого кольцо зумирования поворачивалось рывками и могло находиться только в трех положениях…

Автофокус. Куда сейчас без этого :) Проверьте скорость наводки на резкость, а главное точность. Если нет специальной мишени под рукой, положите что-нибудь объемное на прилавок и наводитесь на него. В случае наличия резкости на предмете при просмотре снимка, все нормально. Если же видно, что зона резкости дальше или ближе, то объектив имеет бэк- или фронт-фокус соответственно. Это значит, что вы не сможете точно попасть в резкость при съемке с автофокусом в реальных условиях. В идеале нужно использовать специальную мишень.

Мишень для проверки точности фокусировки

Пример мишени для проверки точности фокусировки. Указанный на мишени сайт не работает. Поэтому оригинал документа здесь

Ручная фокусировка. Попробуйте сфокусироваться вручную. Обратите внимание на плавность и угол хода кольца фокусировки. Чем плавнее и дольше поворачивается кольцо, проходя от ближнего до дальнего фокуса, тем удобнее и приятнее им пользоваться при съемке. Особенно важно, что при этом повышается точность наведения резкости.

Люфты – это зазоры между механическими элементами объектива. Проверьте, чтобы все было плотно подогнано. Если есть скрипы, или элементы объектива ходят относительно друг друга, то в дальнейшем это может усугубиться. В бюджетной оптике, к сожалению, люфты присутствуют почти всегда.

Часть 2. Оптика

В предыдущей части мы обсудили проверку механики. Теперь перейдем к наиболее интересному – проверке оптических качеств объектива. От них напрямую зависит качество выдаваемой картинки.

Дисторсия – это оптическое искажение, влияющее на отображение прямых линий в кадре. Существует два вида дисторсии: бочкообразная и подушкообразная. Проще показать это наглядно.

Примеры дисторсии объектива

Примеры дисторсии: слева то, как должен выглядеть нормальный объект, в центре подушкообразная, справа бочкообразная

В реальности дисторсия приводит к тому, что объекты, которые мы воспринимаем как правильные по форме, превращаются в нечто искривленное. Особенно это заметно при съемке архитектуры и очень неприятно при съемке крупноплановых портретов.

Хроматические аберрации – цветная кайма вокруг контрастных объектов. Если она имеет большой размер (ширину), то может испортить картинку.

Пример хроматической аберрации

Пример хроматической аберрации на полном изображении

Пример хроматической аберрации (крупно)

И увеличенный фрагмент

Резкость. Здесь все более или менее просто. Резкость в обычных условиях определяется визуально. Попробуйте снимать контрастные хорошо освещенные объекты на разных значениях диафрагмы. Если они выглядят четкими и сочными, значит все хорошо. Если картинка выглядит “мыльной”, то присмотритесь к другому объективу. Плохая резкость может быть как у конкретного экземпляра, так и у определенной модели в целом.

Небольшая ремарка: обычно на открытой диафрагме резкость всегда ниже ожидаемого. Для большинства объективов оптимальное диафрагмирование – f/8-f/11. Хотя на современных многопиксельных камерах максимальная резкость иногда может быть достижима только при f/4-f/5.6 из-за эффекта дифракции.

Равномерность резкости по полю кадра. Эта характеристика объектива очень важна, если нужно получить идеальную резкость по всему кадру. Существуют объективы, у которых отсутствует резкость в определенной зоне изображения. Это может быть вызвано разными факторами. Но суть такая, что края (чаще всего) или другая зона кадра выглядят нерезкими независимо от выставленной диафрагмы. Это печально.

Очистка линз

Lens Cleaning от The Preiser Project (CC BY 2.0)

Чистота линз. При осмотре объектива в магазине внимательно посмотрите на внешние линзы – они должны быть чистыми. Также рекомендую заглянуть внутрь объектива (на просвет). Хотя производители и стараются соблюсти идеальные условия изготовления, но иногда пыль все равно забирается внутрь.

Второй фактор чистоты линз – это отсутствие повреждений просветления, да и вообще, самих линз.

Эти недостатки могут быть заметны при съемке в виде темных или светлых пятен. Но в целом, маленькая пылинка в объективе обычно не заметна на снимке.

Пример гарантийного талона

Последнее, что остается проверить – гарантийный талон :) В том числе, соответствие серийного номера на корпусе объектива тому, что указан в талоне.

Мы рассмотрели наиболее важные моменты при проверке оптики без специального оборудования. Важность каждого из критериев вы можете оценить для себя сами и, исходя из этого, принимать решение о покупке выбранного объектива или же отказе от неё.

Эта статья переработанный и объединенный вариант двух записей в моем блоге на Tumblr:

Похожие записи:

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *