Девальвация фотографии как искусства

Фотография как изобретение

Изначально фотография была попыткой остановить видимое изображение без применения кистей и красок. Одномоментно. Для этого потребовался долгий путь, но все же это было сделано. На этой стадии фотография была научным открытием и технической новинкой.

Фотография как подражание

Затем, когда многие творческие люди поняли потенциал фотографии – возможность создать рисунок реальности, не применяя карандаша и красок, они стали подражать живописи. Появилось множество «фотокартин» – расцвело направление под названием «Пикториализм».

Фотография как искусство

Дальше фотография стала развиваться как самостоятельное искусство. И это, пожалуй, один из лучших ее этапов!

Фотография как ремесло

А вот в начале-середине XX века стало возможным прикладное применение фотографий. Это – начало деградации фотографии, как искусства.

Фотография как язык общения

Постепенное развитие технологий и появление фотоаппаратов в каждом доме привело фотографию к статусу языка коммуникации. И это не самый плохой вариант. Но дело пошло дальше. Появились цифровые камеры.

Фотография как фиксация

И люди начали снимать все подряд. «Не пленка – не жалко!» Возможность сфотографировать, сразу увидеть результат и тут же его удалить просто вскружила людям голову. В том числе и мне.

Фотография как ПУБЛИЧНЫЙ дневник

Но потом началось страшное. Появился широкополосный интернет, затем Instagram и тысячи других соцсетей, куда можно загружать свои картинки. Сначала это было интересно, и в этих сетях было множество самобытных личностей, которые делали действительно что-то интересное и глубокое. По неточной цитате Георгия Пинхасова, планета как бы сканировала сама себя, и результат появлялся в глобальной сети. Однако далее…

Фотография как НЕискусство

С сознанием фотографирующего человечества пошло что-то не так. Все (все!) стали фотографировать, чаще на мобильные телефоны, и публиковать, публиковать, публиковать… Это похоже на графоманию. Я хочу писать, значит надо писать. Не важно что.

И если хорошую фотографию можно сравнить с классическим романом, то все эти «инстаграмные» публикации – как запись в блоге горе-писателя, у которого была тройка по русскому языку в школе. Еще это похоже на бессмысленные твиты.

Фотография как контент

Ну а дальше умные маркетологи поняли, что если между каждым пятым и шестым постом в ленте Instagram (да и любой соцсети) вставить рекламу, то сразу пойдет хорошая прибыль. За счет всех этих «недокартинок». Все пользователи соцсетей – одновременно «творцы» и жертвы. Соцсети высасывают все больше времени и показывают все больше рекламы. А уровень фотографии пользователей все так же равномерно падает вместе со вкусом большинства «юзеров». Все делают одно и тоже, и пытаются подражать «лидерам мнений». Чтобы так же заработать на рекламе…

Я однажды где-то встретил фразу, что в советское время настоящие творческие фотографы были готовы на любую самую грязную работу (чтобы не попасть под закон о тунеядстве, и чтобы были деньги на фотоматериалы), лишь бы иметь возможность снимать то, что они считали по-настоящему красивым.

Вместо вывода

Мне думается, нужно заниматься творчеством в первую очередь для своего внутреннего роста. Все красивое – внутри человека. И увидеть красоту может лишь тот, у кого есть дар видения. Видения, а не потребления контента.

Похожие записи:

Поделиться:

2 комментария

  • Комментатор Юлия

    Я бы еще добавила, что девальвация и в ремесле произошла. Думаю, что изначально нельзя смешивать искусство и ремесло. Они должны существовать параллельно. Например, фотокорреспондент может быть также и хорошим фото-художником помимо рядовых репортажей. Другое дело, что с доступностью техники каждый второй мнит себя фотографом. Нет ничего зазорного, чтобы пробовать себя в этой деятельности и стараться расти. Но многие же покупают камеру, делают пару кадров и мнят, что теперь у них супер круто. После этого мы видим тонны рядовых кадров с мыльцом, например, в свадебных фотках. Халтура процветает, увы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *